Биография Александра Сергеевича Пушкина

Биография Александра Сергеевича Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — один из самых великих и знаменитых русских поэтов, писатель, драматург, основоположник современной русской литературы. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской и мировой литературы. Пушкин оставил след во всех жанрах, в которых работал, и создал произведения, актуальные и значимые по сей день. Рассмотрим его биографию с подробностями и ключевыми произведениями, которые он написал на протяжении своей жизни.

Рождение и семья

Дата рождения: 6 июня 1799 года
Место рождения: Москва, Российская империя

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Отец, Сергей Львович Пушкин, был потомком древнего рода, а мать, Надежда Осиповна Ганнибал, происходила от африканского пращура поэта — Абрама Петровича Ганнибала, известного как «арап Петра Великого». С детства Пушкин воспитывался в атмосфере уважения к искусству, литературе и культуре: его родители были знакомы с русскими и иностранными поэтами, писателями и художниками, а дом их часто посещали известные культурные деятели.

Детство и начало обучения

Детские годы Пушкина прошли в Москве, где он получил первичное образование под присмотром французских наставников. Уже с ранних лет в нем проявился талант к слову. Александру с детства привили любовь к литературе и языкам, он учился читать и писать на французском языке раньше, чем на русском, что было традиционно для дворянских семей того времени. Большое влияние на будущего поэта оказала его няня Арина Родионовна Яковлева, рассказывавшая ему русские народные сказки и предания. Эти впечатления впоследствии повлияли на создание многих его произведений.

Учеба в Царскосельском Лицее

 

Александр Пушкин в Императорском Царскосельском Лицее

Учеба в Императорском Царскосельском Лицее стала важнейшим периодом в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В этом учебном заведении, основанном в 1811 году указом императора Александра I, юноша провел шесть лет — с 1811 по 1817 год. Лицей был задуман как учреждение для подготовки будущих государственных деятелей, однако именно здесь в Пушкине раскрылись его поэтические способности, что определило его дальнейший путь. Учеба в Лицее оказала глубокое влияние на формирование его мировоззрения, культурных и нравственных основ, а также на развитие уникального литературного таланта.

Поступление и первые годы в Лицее

Александр Пушкин поступил в Лицей в возрасте 12 лет вместе с другими юношами дворянского происхождения. При поступлении он не показал выдающихся знаний по учебным предметам, однако его начитанность и умение выразить свои мысли на французском языке произвели впечатление на педагогов. Атмосфера Лицея способствовала раскрытию способностей учеников: преподаватели поощряли интерес к науке, искусству, поэзии и ораторскому искусству. Лицей находился в Царском Селе, недалеко от Санкт-Петербурга, в специальном здании, изначально задуманном как учебное заведение для избранных юношей, которые впоследствии должны были служить на благо государства.

Лицейская программа и учителя

Программа обучения в Лицее была обширной и включала как общеобразовательные предметы, так и гуманитарные дисциплины. Основное внимание уделялось языкам: латинскому, французскому, немецкому и русскому, — а также литературе, философии, праву, истории, математике и географии. Важную роль в обучении играли и предметы, направленные на развитие ораторского искусства и письма, что способствовало литературному становлению Пушкина.

Преподавательский состав Лицея включал выдающихся педагогов своего времени, которые внесли большой вклад в формирование личности Пушкина. Среди них были:

  • Егор Антонович Энгельгардт — директор Лицея, мудрый и образованный руководитель.
  • Василий Федорович Малиновский — первый директор, сторонник гуманистических идей, оказавший влияние на лицейскую программу и ценности учеников.
  • Александр Петрович Куницын — преподаватель правоведения и философии, известный своими передовыми взглядами и критикой крепостного права, которые повлияли на мировоззрение многих лицеистов, включая Пушкина. Впоследствии Пушкин посвятил ему известные строки в поэме «Вольность».

Эти наставники учили лицеистов думать свободно и самостоятельно, поощряли их стремление к знаниям, воспитывали чувство патриотизма и уважения к культуре.

Лицейское братство и дружба

Особая атмосфера Лицея способствовала формированию «лицейского братства» — крепкой дружбы между учениками, которая сохранилась на всю жизнь. Многие лицеисты стали для Пушкина не просто друзьями, а единомышленниками. Среди них были Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, которые разделяли с Пушкиным его взгляды и интересы. Именно благодаря общению с ними в Пушкине развилось чувство приверженности идеалам свободы, независимости и патриотизма.

Иван Пущин, например, стал первым, кому Пушкин прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Их дружба продолжалась до конца жизни Пушкина, и Пущин, впоследствии став декабристом, остался для него близким человеком.

Начало литературной деятельности

Лицей стал тем местом, где Пушкин начал писать стихи и читать их вслух перед слушателями. Первое стихотворение, которое он написал в Лицее, — «К другу стихотворцу». Среди других ранних произведений того времени — «Воспоминания в Царском Селе», написанное в 1814 году. Это стихотворение произвело большое впечатление на современников и даже на уже признанных поэтов, таких как Гавриил Державин. На одном из лицеистских экзаменов, на котором присутствовал Державин, Пушкин прочитал это произведение, и мэтр русской поэзии был настолько тронут, что воскликнул, предрекая Пушкину славу великого поэта.

Эти юношеские стихи Пушкина содержали как лирические мотивы, так и темы, связанные с патриотизмом и любовью к Родине, которые стали для него важными на протяжении всей жизни.

Влияние лицейских лет на дальнейшее творчество

Годы, проведенные в Лицее, оставили глубокий след в душе Пушкина. Лицейское братство, а также строгая, но свободная обстановка учебного заведения сформировали его как личность и как поэта. Здесь он впервые задумался о смысле жизни, о свободе и независимости, о ценности дружбы и о роли искусства в жизни общества. Эти размышления оказали влияние на его произведения, созданные в зрелом возрасте. Например, роман «Евгений Онегин» включает воспоминания и детали, навеянные его годами в Лицее.

Лицей также пробудил в Пушкине интерес к темам свободы и справедливости, которые позже воплотились в его произведениях «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Эти идеи стали отражением лицейских настроений и обсуждений, происходивших среди учеников, многие из которых позднее участвовали в движении декабристов.

Выпуск и дальнейший путь

В 1817 году, после шести лет учебы, Пушкин окончил Лицей, получив один из лучших аттестатов. Окончание Лицея открыло перед ним двери к государственной службе, и он был назначен на работу в Коллегию иностранных дел. Однако его литературный талант уже сделал его известным среди литераторов и поэтов, и Пушкин быстро стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга.

Лицей для Пушкина был не только местом обучения, но и своего рода «домом свободы», где он впервые осознал себя поэтом и получил толчок к дальнейшему развитию.

Период южной ссылки

Период южной ссылки стал ключевым этапом в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Эта ссылка продолжалась с 1820 по 1824 год и охватывала несколько мест: Екатеринослав, Кишинёв, Крым и Одессу. Пушкин оказался сослан по политическим причинам — за свои вольнолюбивые стихи и неосторожные высказывания, которые насторожили российские власти. В то время, поэт был под наблюдением и не мог свободно передвигаться или контактировать с определенными лицами, однако именно на юге России он нашел вдохновение для создания множества произведений, ставших знаковыми в его творчестве.

Причины ссылки и отправка на юг

К началу 1820 года Пушкин был уже довольно известен в литературных и светских кругах Петербурга, но его свободолюбивые настроения вызывали опасения у правительства. Молодой поэт открыто критиковал самодержавие и крепостное право, а его стихи, такие как «Вольность» и «Деревня», выражали протест против социальной несправедливости. Ситуация обострилась после того, как власти узнали о его дружбе с декабристами и об участии в литературных кружках, где обсуждались либеральные идеи.

За подобные взгляды поэта могли посадить в тюрьму или отправить в более суровую ссылку, однако благодаря ходатайству друзей и родственников император Александр I смягчил наказание, отправив Пушкина на юг России, сначала в Екатеринослав, а затем в Кишинёв, где он должен был находиться под надзором местных властей.

Екатеринослав и Крым

Первым местом пребывания Пушкина в ссылке стал Екатеринослав (ныне Днепр), куда он прибыл в мае 1820 года. Здесь поэт заболел и вынужден был остановиться для лечения. В это время он познакомился с семьей генерала Николая Раевского, который помогал ему поправиться. Раевский и его семья сыграли важную роль в жизни Пушкина: они пригласили его поехать с ними в Крым, где Александр Сергеевич смог увидеть новые для себя места и вдохновиться восточными пейзажами, о которых до этого лишь читал. В Крыму Пушкин посещает такие города, как Феодосия и Бахчисарай, а также гуляет по южному побережью, восхищаясь природой и архитектурой. Это путешествие оказало на него огромное впечатление и дало материал для будущих произведений.

Жизнь и творчество в Кишинёве

После путешествия с Раевским Пушкин был отправлен в Кишинёв, где прожил с 1820 по 1823 год. Кишинёв был тогда небольшим и захолустным городом, жизнь в котором значительно отличалась от светской и культурной жизни Петербурга. Однако эта изоляция позволила поэту сосредоточиться на творчестве и погрузиться в работу над своими произведениями. В Кишинёве он начал писать такие значительные произведения, как:

В Кишинёве Пушкин также был включен в светскую жизнь и познакомился с рядом влиятельных людей. Он активно участвовал в жизни кишинёвского общества, его приглашали на балы и вечера, но в то же время он не прекращал создавать произведения, насыщенные его впечатлениями от новых мест и размышлениями о свободе. Пушкин также вступил в масонскую ложу «Овидий», где он контактировал с другими масонами и декабристами, что усилило его интерес к философским и политическим темам.

Одесский период ссылки

В 1823 году Пушкина перевели в Одессу, где он провел последний год своей южной ссылки. Одесса была на тот момент крупным портовым городом, живущим интенсивной торговой и культурной жизнью. В Одессе Пушкин познакомился с графом Михаилом Воронцовым, который стал его начальником, так как Пушкин числился на службе при его канцелярии. Воронцов и Пушкин не сошлись характерами, их отношения были натянутыми, и это напряжение создавало трудности для поэта. Несмотря на сложности, Одесса подарила Пушкину новые впечатления и знакомства, которые отразились в его произведениях.

В Одессе Пушкин продолжает работать над поэмой «Цыганы», пишет множество стихов и эпиграмм, в том числе несколько эпиграмм на графа Воронцова, что привело к дальнейшему обострению их отношений. Он также начинает работать над романом в стихах «Евгений Онегин», который станет его главным произведением и «энциклопедией русской жизни».

Завершение ссылки

Ссылка Пушкина закончилась в 1824 году. К этому времени его произведения приобрели популярность, и имя Пушкина стало известно широкой публике. Однако поэт оставался под пристальным вниманием властей, и после окончания южной ссылки он был отправлен не в Петербург, а в родовое имение Михайловское, где должен был находиться под строгим надзором. Именно в Михайловском Пушкин продолжит работу над «Евгением Онегиным» и другими произведениями, но опыт южной ссылки останется для него источником вдохновения на многие годы.

Петербургский период

Петербургский период в жизни Александра Сергеевича Пушкина — время его возвращения из ссылки в 1826 году и до его трагической смерти в 1837 году. Этот этап был наполнен интенсивной литературной работой, значимыми личными событиями и большим влиянием на русское общество. В это время Пушкин создал многие из своих важнейших произведений, начал публикацию и завершение крупнейших трудов, таких как «Евгений Онегин», и сталкивался с личными и финансовыми трудностями, которые, в конечном итоге, привели его к трагическому концу.

Возвращение из ссылки и встреча с императором

В 1826 году, после нескольких лет ссылки, Пушкин был вызван в Москву для встречи с новым императором Николаем I. Эта встреча стала одним из важнейших событий в жизни поэта. Николай I решил лично стать его покровителем, что поначалу казалось Пушкину гарантией определенной свободы и защиты. Император обещал, что Пушкина не будут подвергать цензуре в обычном порядке: поэт мог отправлять свои рукописи напрямую Николаю I для их рассмотрения.

Однако эта «личная цензура» со временем стала для Пушкина скорее бременем, чем привилегией. Взаимоотношения с императором и правительственными чиновниками, требования соблюдения формальностей и строгое внимание к его творчеству вызвали чувство ограниченности и напряжения, что отразилось и на его произведениях. Несмотря на покровительство императора, Пушкин ощущал себя все более стесненным, поскольку его стихи и взгляды не всегда совпадали с официальной позицией власти.

Работа над «Евгением Онегиным»

После возвращения из ссылки Пушкин возобновил работу над своим главным произведением — романом в стихах «Евгений Онегин». Этот роман он начал писать еще в южной ссылке и завершил в 1833 году. «Евгений Онегин» стал настоящей энциклопедией русской жизни, отображая характерные особенности быта, нравов, обычаев и культурных ценностей своего времени. Главные герои романа — Онегин и Татьяна — олицетворяют противоречивые стремления и идеалы эпохи, их личные драмы и размышления о смысле жизни стали универсальными для русской литературы и мировой культуры.

Пушкин вложил в этот роман свои философские размышления и критические взгляды на общественные отношения, политическую и культурную жизнь России. В «Евгении Онегине» он также выразил своё чувство одиночества и непонимания, с которым он часто сталкивался, находясь под давлением официальных структур. Роман стал не только шедевром художественного стиля и мастерства, но и выражением личных переживаний Пушкина.

Женитьба на Наталье Гончаровой

Пушкин с женой Натальей Гончаровой

Важным событием Петербургского периода стала женитьба Пушкина на Наталье Николаевне Гончаровой в 1831 году. Наталья, красавица из дворянской семьи, была на тот момент одной из самых желанных невест Петербурга. Пушкин был восхищен ею, и их брак привлек большое внимание в светском обществе. Однако брак не был легким: Наталья часто находилась в центре внимания на балах и приемах, что вызывало ревность и тревогу поэта.

Отношения Пушкина и Гончаровой были омрачены непрекращающимися слухами и светскими интригами. Наталья не разделяла литературные интересы мужа и иногда считала его деятельность чрезмерно сложной. Кроме того, высокий уровень расходов, связанных с браком, усугубил финансовые проблемы Пушкина, который и без того жил в условиях ограниченного бюджета. Несмотря на сложности, Наталья родила Пушкину четверых детей, и он глубоко любил свою семью, хотя и страдал от постоянного внимания к его жене со стороны светского общества.

Прозаический период: создание «Капитанской дочки» и исторических трудов

Петербургский период также отмечен обращением Пушкина к прозе и историческим темам. Он создает такие произведения, как:

Параллельно Пушкин начал писать исторические труды, стремясь создать научно обоснованные исследования о прошлом России. Он изучал документы и архивные материалы, чтобы написать «Историю Пугачева» (1834) и другие исторические очерки. Это направление творчества свидетельствует о его глубоком интересе к истории и попытках понять и объяснить корни российских общественных и политических процессов.

Издательская деятельность и «Современник»

В последние годы жизни Пушкин также занимался издательской деятельностью. В 1836 году он основал журнал «Современник», который должен был стать голосом передовой мысли и современного литературного вкуса. Пушкин планировал публиковать в журнале произведения лучших писателей своего времени и привлекать внимание к актуальным социальным вопросам. Однако проект столкнулся с трудностями, в том числе из-за цензуры и недостатка средств. Несмотря на это, «Современник» вскоре стал одним из самых влиятельных литературных изданий России и помог сформировать новое поколение русских писателей.

Личные и финансовые трудности

Несмотря на творческие успехи, Пушкин сталкивался с множеством личных и финансовых проблем. Содержание семьи и высокая светская жизнь Натальи требовали больших расходов, а доходы от литературы и государственной службы были недостаточными. Он часто был вынужден брать деньги в долг, что ухудшало его финансовое положение. Эти трудности сказывались на его настроении и влияли на его здоровье. Постоянное напряжение и ощущение ограничения свободы делали Пушкина более раздражительным и эмоционально уязвимым.

Произведения позднего периода

В 1830-х годах Пушкин создал свои наиболее значимые произведения: поэму «Полтава», повести «Капитанская дочка» и «Пиковая дама», а также завершил драму «Борис Годунов», над которой работал с 1825 года. «Капитанская дочка» — повесть, описывающая восстание Пугачева, стала одним из самых значительных произведений русской прозы. Пушкин также писал исторические исследования, проявляя интерес к документальной точности, изучал архивные материалы и использовал их в своем творчестве.

Дуэли и трагическая смерть

Алексндр Пушкин - дуэль с Дантесом

Дуэли и трагическая смерть Александра Сергеевича Пушкина — один из самых драматических эпизодов в его биографии и в истории русской литературы. Этот период отражает напряженные отношения поэта с высшим светом и его неустанные попытки защитить свою честь и честь своей семьи. Конфликт, приведший к роковой дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, разразился на фоне слухов и интриг, связанных с супругой Пушкина, Натальей Гончаровой. Смерть Пушкина стала потрясением для всей России и ознаменовала утрату одного из величайших поэтов.

Наталья Гончарова и начало конфликта с Дантесом

В 1831 году Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой — одной из самых красивых женщин того времени. Ее внешность и обаяние вызывали восхищение у мужчин светского общества, и она вскоре оказалась в центре внимания петербургской элиты. Наталья была частой гостьей на балах и приемах, и за ней ухаживали многие видные представители аристократии, что порой становилось поводом для сплетен.

Наиболее настойчивым из поклонников Натальи стал французский офицер Жорж Шарль Дантес, находившийся в России в качестве офицера лейб-гвардии. Молодой, харизматичный и удачливый, Дантес быстро завоевал популярность в светском обществе, и его открытая симпатия к жене Пушкина породила множество слухов. Дантес был связан с семьей Геккернов, которые также имели значительное влияние в Петербурге, и поначалу Наталья воспринимала его внимание как обычную светскую любезность. Однако его настойчивость и постоянные ухаживания привели к напряжению и подозрениям.

Провокационные письма и вызов на дуэль

Осенью 1836 года Пушкин получил анонимные письма с явными намеками на связь его жены с Дантесом. В этих письмах использовались провокационные и оскорбительные выражения, что сильно задело Пушкина. Вскоре после этого он решился на отчаянный шаг — вызвал Дантеса на дуэль. Дантес, стараясь избежать конфликта, неожиданно попросил руки Екатерины Гончаровой, младшей сестры Натальи. Этот шаг временно приостановил конфликт, так как Пушкин согласился отменить дуэль ради примирения.

Однако напряжение между Пушкиным и Дантесом не исчезло. После свадьбы Дантеса и Екатерины сплетни и слухи вокруг Натальи продолжали циркулировать в обществе, а обстановка вокруг семьи Пушкина становилась все более невыносимой. Несмотря на брак Дантеса, его публичное внимание к Наталье не прекратилось, и Пушкин снова почувствовал угрозу своей чести и достоинству.

Дуэль Пушкина с Дантесом на Черной речке

В январе 1837 года Пушкин направил Дантесу письмо с резким вызовом на дуэль. Дуэль была назначена на 27 января 1837 года и прошла на окраине Санкт-Петербурга, на Черной речке. Пушкин, несмотря на поддержку друзей, оказался в тяжелом физическом и эмоциональном состоянии перед этим событием. Согласно условиям дуэли, оба участника стояли на расстоянии десяти шагов друг от друга и стреляли по очереди.

В ходе дуэли Пушкин оказался тяжело ранен. Пуля Дантеса попала ему в живот и, пройдя через тазобедренную кость, нанесла серьезный повреждения внутренним органам. Смертельно раненный, Пушкин упал, но, проявив силу духа, попытался выстрелить в ответ и ранил Дантеса в руку. Сразу после дуэли друзья Пушкина доставили его домой, где он провел последние два дня в мучительных страданиях.

Последние дни и смерть

Дома, в окружении семьи и друзей, Пушкин два дня боролся за жизнь. Медицинская помощь была ограничена возможностями того времени, и состояние поэта продолжало ухудшаться. К нему приходили друзья, включая поэтов и литературных деятелей, которые выражали свое сочувствие. Император Николай I узнал о случившемся и прислал личного врача, а также пообещал оказать поддержку его семье после смерти поэта. Несмотря на все усилия, 29 января 1837 года Пушкин скончался в возрасте 37 лет.

Последние слова поэта были обращены к жене Наталье, которой он выразил прощение и признательность за их совместную жизнь. Его смерть стала огромной утратой не только для семьи, но и для всей России.

Значение творчества и влияние на русскую литературу

Пушкин не только заложил основы русского литературного языка, но и стал для многих поколений символом русской культуры и духовности. Его произведения охватывают широкий спектр тем — от любви и свободы до философских размышлений о жизни. Пушкинский язык, его стиль, новаторские идеи и мастерство повествования вдохновили последующих писателей, таких как Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский.

Заключение

Александр Сергеевич Пушкин — символ русского национального духа, оставивший богатейшее наследие, включающее лирику, драму, прозу и исторические произведения.