Стих «Подражания Корану» Александр Пушкин

  • Автор: Александр Пушкин
  • Оценить:
    1. 5
    2. 4
    3. 3
    4. 2
    5. 1
    (1 голос, в среднем: 5 из 5)

Читать онлайн текст стиха «Подражания Корану» Александра Пушкина на русском языке

Шрифт
Страница 1
(Введите немер страницы) Перейти

Подражания Корану

I
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой: [2]

Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?

Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

II
О, жены чистые пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины
Живите скромно: вам пристало
Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!

А вы, о гости Магомета,
Стекаясь к вечери его,
Брегитесь суетами света
Смутить пророка моего.
В паренье дум благочестивых,
Не любит он велеречивых
И слов нескромных и пустых:
Почтите пир его смиреньем,
И целомудренным склоненьем
Его невольниц молодых. [3]

III
Смутясь, нахмурился пророк,
Слепца послышав приближенье: [4]
Бежит, да не дерзнет порок
Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился,
Что дышит он недолгий век,
Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что бог и умертвит
И воскресит его — по воле?
Что с неба дни его хранит
И в радостях и в горькой доле?

За то ль, что дал ему плоды,
И хлеб, и финик, и оливу,
Благословив его труды,
И вертоград, и холм, и ниву?

Но дважды ангел вострубит;
На землю гром небесный грянет:
И брат от брата побежит,
И сын от матери отпрянет.

И все пред бога притекут,
Обезображенные страхом;
И нечестивые падут,
Покрыты пламенем и прахом.

IV
С тобою древле, о всесильный,
Могучий состязаться мнил,
Безумной гордостью обильный;
Но ты, господь, его смирил.
Ты рек: я миру жизнь дарую,
Я смертью землю наказую,
На все подъята длань моя.
Я также, рек он, жизнь дарую,
И также смертью наказую:
С тобою, боже, равен я.

Анализ стиха «Подражания Корану» Александра Пушкина на русском языке

«Подражания Корану» Александра Пушкина — это цикл стихотворений, написанных в стиле священного текста мусульман — Корана. В этом произведении Пушкин обращается к традициям восточной поэзии, в частности к теме пророчества, духовного поиска, аскетизма, борьбы добра и зла. Он не просто подражает стилю Корана, но пытается проникнуть в философию и религиозные настроения исламской культуры.

Общие черты цикла

Стихи Пушкина наполнены торжественным тоном, свойственным кораническим текстам. Автор использует высокий стиль и лексику, характерную для священного писания, образы природы, апокалиптические мотивы и обличение порока. Каждая часть стихотворного цикла содержит в себе определённые поучения и нравственные установки.

Анализ отдельных частей

  1. Первая часть: Пушкин начинает стихотворение с клятв, которые отражают исламскую традицию. В первой части он обращается к некоему избранному, говоря, что никогда не покинет его, поскольку оберегает его от опасностей, одаривает властью над умами. Это можно интерпретировать как слова пророка, который передаёт волю Бога. Автор призывает к мужеству, правде и заботе о сиротах, что перекликается с кораническими темами милосердия и следования пути истины.
  2. Вторая часть: Здесь Пушкин обращается к женам пророка. Он напоминает им о важности чистоты и скромности, что также является темой Корана. Подчеркивается необходимость жить скромно и избегать соблазнов. Также содержится призыв к гостям пророка почтительно относиться к его дому, что можно рассматривать как напоминание о почтении к духовной жизни.
  3. Третья часть: Образ пророка, который смущается при виде слепца, отсылает к кораническому эпизоду. Пушкин размышляет о тщетности человеческой гордости и призывает быть смиренным перед волей Бога. Описывается Судный день, когда грешники будут наказаны, а праведные — вознаграждены, что также является важным мотивом ислама.
  4. Четвертая часть: Автор рассказывает о гордом человеке, который пытался состязаться с Богом. Здесь Пушкин показывает ничтожность человеческой гордыни перед величием Бога, напоминая, что Господь управляет всем миром. Это олицетворяет коранические идеи о всемогуществе Творца.
  5. Пятая часть: Пушкин обращается к теме творения мира, поддержания порядка и управления природными явлениями. Бог изображается как всемогущий создатель, который правит всем, от небесных сводов до земных плодов. Поэт призывает молиться Творцу и следовать пути, указанному Кораном.
  6. Шестая часть: Эта часть воспевает героев и воинов, отдавших жизнь за веру. Пушкин описывает победу как славу для смелых и осуждение малодушных. Это перекликается с идеями джихада, в котором смерть за веру ведёт к награде в раю.
  7. Седьмая часть: Здесь изображена молитва как способ преодоления страха и печали. Призывается к молитве и чтению священных текстов, чтобы обрести духовное утешение.
  8. Восьмая часть: Пушкин затрагивает тему щедрости и милосердия. Он осуждает скупость и призывает к истинной благотворительности, которой угодны небеса. Щедрость рассматривается как путь к духовному вознаграждению.
  9. Девятая часть: Завершающая часть цикла представляет собой притчу о страннике, который уснул в пустыне и проснулся через много лет, обнаружив изменения в окружающем мире. Это символизирует чудо Божие и идею воскресения. Образ пробуждения олицетворяет обновление и духовное перерождение.

Тематический анализ

Всё стихотворение проникнуто идеями, связанными с поиском божественного смысла, смирением перед высшей волей, борьбой за справедливость и личным духовным ростом. Пушкин затрагивает религиозные темы не просто как внешний элемент стиля, но как основу для философских размышлений о жизни и смерти, о человеческих слабостях и божественном промысле.

Заключение

«Подражания Корану» — это попытка Пушкина выразить духовные поиски, передавая их через язык и образы, характерные для ислама. В этом цикле можно увидеть уважительное отношение автора к другой культуре и стремление понять её духовные ценности. Стихи содержат не только восточные мотивы, но и универсальные идеи о добре и зле, которые имеют значение для любой религии или философии.

Скачать стих «Подражания Корану» Александра Пушкина на русском языке

Вам также могут понравиться эти произведения:

Добавить отзыв на стих «Подражания Корану» Александра Пушкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 просмотров