Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
Отколь ни возьмись мужик идет,
Он во руках несет рогатину,
А нож-то у него за поясом,
А мешок-то у него за плечьми.
Как завидела медведиха
Мужика со рогатиной,
Заревела медведиха,
Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек.
Ах вы детушки, медвежатушки,
Перестаньте играть, валятися,
Боротися, кувыркатися.
Уж как знать на нас мужик идет.
Становитесь, хоронитесь за меня.
Уж как я вас мужику не выдам
И сама мужику …. выем.
Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-от он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину
Что повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел.
«Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев».
Не звоны пошли по городу,
Пошли вести по всему по лесу,
Дошли вести до медведя чернобурого,
Что убил мужик его медведиху,
Распорол ей брюхо белое,
Брюхо распорол да шкуру сымал,
Медвежатушек в мешок поклал.
В ту пору медведь запечалился,
Голову повесил, голосом завыл
Про свою ли сударушку,
Чернобурую медведиху.
— Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати. —
В ту пору звери собиралися
Ко тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, богатый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка бедненькой, зайка серенькой.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.
Александр Пушкин в своих произведениях умел раскрывать простые народные образы и наделять их философским и поэтическим содержанием, а «Сказка о медведихе» — не исключение. Эта сказка — одна из самых трагических и многослойных произведений автора, которые касаются темы материнства, утраты, цикличности природы и преодоления горя.
В центре сюжета — медведиха, потерявшая своего единственного медвежонка. Этот трагический мотив утраты, который неожиданен для читателя, подчеркивает суровость и непредсказуемость жизни в природе. Обычная звериная история преподносится Пушкиным как что-то, что можно понять и почувствовать на уровне человеческих эмоций. Пушкин дает образ медведихи, которая сталкивается с глубоким горем и проходит через разные стадии эмоциональных переживаний.
Пушкин использует краткость и меткость в описаниях, подчеркивая значимость эмоций, а не событий. Используя простую, почти «народную» манеру повествования, он делает сказку доступной и глубокой одновременно. Читатель ощущает весь спектр чувств медведихи, несмотря на отсутствие лишних слов и сложных эпитетов. Также подчеркиваются природные образы и стилистические повторы, которые создают атмосферу монотонности и неизбежности.
«Сказка о медведихе» — это не просто рассказ о животном, а проникновенный образец пушкинской философии, показывающий хрупкость жизни и неумолимость природы. Пушкин через призму животного мира говорит о вещах, которые понятны любому человеку, будь то ребенок или взрослый. Сказка напоминает, что в мире существует неизменный порядок, который каждый из нас должен принять.