Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.
Но вот на табор кочевой
Нисходит сонное молчанье,
И слышно в тишине степной
Лишь лай собак да коней ржанье.
Огни везде погашены,
Спокойно всё, луна сияет
Одна с небесной вышины
И тихий табор озаряет.
В шатре одном старик не спит;
Он перед углями сидит,
Согретый их последним жаром,
И в поле дальнее глядит,
Ночным подернутое паром.
Его молоденькая дочь
Пошла гулять в пустынном поле.
Она привыкла к резвой воле,
Она придет; но вот уж ночь,
И скоро месяц уж покинет
Небес далеких облака, —
Земфиры нет как нет; и стынет
Убогий ужин старика.
Но вот она; за нею следом
По степи юноша спешит;
Цыгану вовсе он неведом.
«Отец мой, — дева говорит, —
Веду я гостя; за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на ночь зазвала.
Он хочет быть как мы цыганом;
Его преследует закон,
Но я ему подругой буд
Его зовут Алеко — он
Готов идти за мною всюду».
Старик
Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шатра
Или пробудь у нас и доле,
Как ты захочешь. Я готов
С тобой делить и хлеб и кров.
Будь наш — привыкни к нашей доле,
Бродящей бедности и воле —
А завтра с утренней зарей
В одной телеге мы поедем;
Примись за промысел любой:
Железо куй — иль песни пой
И селы обходи с медведем.
Алеко
Я остаюсь.
Земфира
Он будет мой:
Кто ж от меня его отгонит?
Но поздно… месяц молодой
Зашел; поля покрыты мглой,
И сон меня невольно клонит…
—
Светло. Старик тихонько бродит
Вокруг безмолвного шатра.
«Вставай, Земфира: солнце всходит,
Проснись, мой гость! пора, пора!..
Оставьте, дети, ложе неги!..»
И с шумом высыпал народ;
Шатры разобраны; телеги
Готовы двинуться в поход.
Всё вместе тронулось — и вот
Толпа валит в пустых равнинах.
Поэма Александра Пушкина «Цыганы» написана в 1824 году и относится к его южным произведениям, вдохновлённым пребываниями поэта на Кавказе и в Крыму. Это одно из произведений, где Пушкин исследует темы свободы, любви и конфликта между человеком и обществом.
Поэма состоит из четырёх частей и повествует о судьбе молодого русского дворянина Алеко, который покидает цивилизованное общество, чтобы жить среди цыган. В цыганском таборе он находит покой и свободу, полюбив молодую цыганку Земфиру. Однако, несмотря на внешнюю свободу и идеализацию цыганской жизни, Алеко сталкивается с внутренними противоречиями и своей неспособностью принять законы этой простой, свободной жизни. Его ревность к Земфире приводит к трагедии — он убивает её и её возлюбленного, цыгана, и в итоге цыгане прогоняют его из табора.
Алеко является типичным «лишним человеком» — героем, который не находит себе места в жизни и ощущает постоянный конфликт с окружающим миром. В нём проявляются черты романтического героя, который стремится к свободе и идеализирует природу и простую жизнь, но оказывается неспособным принять их полностью. Алеко отвергает общественные нормы, но также не может вписаться в цыганское сообщество, где действует свой кодекс чести. Это подчеркивает его отчуждённость и трагизм.
Земфира противопоставлена Алеко своей независимостью и жизнелюбием. Она олицетворяет свободу, не подчиняющуюся ничьей воле. Её любовь легка и не знает притязаний, но это и делает её непонятной и недоступной для Алеко. Земфира — это символ идеала, к которому стремится Алеко, но не может достичь.
Пушкин использует в поэме яркие и образные описания природы, которые усиливают настроение произведения и подчёркивают романтический характер истории. Использование разговорной речи и народных песен придаёт повествованию живость и достоверность. Это создаёт ощущение, что читатель становится свидетелем жизни цыганского табора, а не просто читает литературное произведение.
«Цыганы» — это не только история о любви и трагедии, но и глубокое философское произведение, которое исследует природу свободы и взаимоотношений человека с обществом. Пушкин показывает, что настоящая свобода невозможна без внутренней гармонии, а попытка избежать общества не приводит к освобождению от себя самого.